valchess: (Default)
[personal profile] valchess
Значительно более громкое дело, которое будет иметь очень серьезные юридические и политические (в основном – для правительства) последствия, завершилось в минувший четверг. А точнее – развалилось, практически не начавшись: как говорят шахматисты, угроза (открытого судебного заседания) оказалась сильнее исполнения.

Предыстория. Год назад, когда США и Британия пытались получить мандат на войну у Совета Безопасности ООН, Katharine Gun, 28-летняя сотрудница учреждения под названием Government Communications HeadQuaters – GCHQ (это прямой аналог нашего ФАПСИ) передала газете The Observer попавшее ей по службе в руки письмо из Агенства Национальной Безопасности США. В этом совершенно секретном письме американцы просили английских коллег помочь в прослушивании разговоров в оффисах некоторых стран – членов Совета Безопасности, типа Гвинеи и Болгарии. Материал появился в газете 2 марта прошлого года и вызвал небольшой, но неприятный для Британии международный скандал.

Виновницу «утечки» быстро вычислили, арестовали (выпустили, продержав ночь в полицейском участке) и начали расследование, которое должно было завершиться судом. И вот в самом начале судебного заседания гособвинение (ко всеобщему удивлению), отозвало свои претензии, и сияющая миссис Ган, которой грозили два года отсидки, покинула зал суда победительницей (объятия, цветы, телекамеры, бесчисленные интервью и т.д.).

Обвинение мотивировало свое решение весьма туманно, ссылаясь, в частности, на недостаток улик и малые шансы на успех в суде (?!). The Attorney General (главный правительственный юрист - что-то вроде нашего Генпрокурора, хотя и с несколько другими функциями) Лорд GoldSmith вынужден был давать разъяснения в парламенте, но сделал это так, что ясности не добавилось. Ведь, казалось бы, все улики налицо: совершенно секретная информация разглашена - нарушительница сама призналась в нарушении the Official Secret Act – что еще нужно?

Наиболее вероятное объяснение: защита собиралась упирать на то, что миссис Ган действовала не из корыстных побуждений, а по велению совести, не позволившей ей молчать о возможных (!) незаконных действиях спецслужб в отношении других государств. При этом защита объявила, что собирается рассматривать дело в контексте более широкого вопроса о легальности иракской войны вообще. В частности, адвокаты собирались запросить полный текст написанной в предверии войны и адресованной правительству служебной записки, в которой упомянутый Attorney General заключал, что с юридической точки зрения вступление Британию в войну с Ираком законно. Традиционно такого рода документы сообщаются и парламентариям, и широкой публике в кратком изложении.

Конечно, наши люди, без сомнения, удивились бы: мало что адвокаты могут потребовать! Да и суд в наших условиях был бы максимально закрытый, тем более, что все предпосылки для этого налицо, да и судья бы в таком деликатном деле, прямо затрагивающем не только интересы спецслужб, но и национальные интересы в широком смысле слова, вел бы себя «по правилам». Однако, все эти соображения в Британии не работают.

Соответственно, правительство, отчаянно старающееся вырваться, наконец, из капкана непрерывных публичных обсуждений законности войны в Ираке и обоснованности материалов спецслужб о наличии там оружия массового поражения, видимо, посчитало, что политические издержки от судебного процесса будут слишком велики: при всей очевидности улик, публичная дискуссия вокруг этих вопросов, с раскрытием первоисточников да еще в зыбком контексте «международного права», на нарушение норм которого напирают противники иракской войны, таила в себе массу опасностей. Поэтому, несмотря на очевидные издержки в виде установления очень неприятного прецедента безнаказанности разглашения секретной информации на основании личных идеологических или этических установок, правительство выкинуло белый флаг.

И, кажется, просчиталось: буквально на следующий день выяснилось, что действительно полномасшабный скандал только разгорается – уже не беззвестная сотрудница спецслужб, а бывший министр и популярнейший политик Clare Short, заявила, что британские спецслужбы прослушивают генсекретаря ООН. И попутно, по своему обыкновению, еще много чего безответственного наговорила. Надо ли говорить, что о судебном преследовании этой дамы, известной под прозвищем WMD (Woman of Mass Destuction) теперь и речь не заходит, несмотря на очевидность нарушения ею всех мыслимых норм.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

January 2020

S M T W T F S
   1234
567891011
121314 15161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 5th, 2026 01:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios